Хамство в церквях. Как реагировать на хамство в церквях.


хамство в церквяхНаверное, всем нам знакомы ситуации хамства в церквях со стороны помогающих организовывать службу. Обычно это пожилые женщины, сидящие за киоском, принимающие записки, продающие свечи. В народе у них даже есть название: злые бабки в церквях. Сразу скажу, что со мной такие ситуации происходят редко, но от знакомых и клиентов я часто слышала об этом. Иногда рассказы заканчивались тем, что человек сообщал о своём решении больше не заходить в церкви вообще. Что же это за явление такое - хамство в церквях - там, где его по идее не должно и не может быть?

Мы все вернёмся к Богу

Для начала, стоит разобраться с тем, кто такие эти "помогающие организовывать службу". Это, чаще всего, пожилые женщины, начавшие помогать в церкви уже в зрелом возрасте, когда не осталось ни работы, ни хлопот в семье. Отношения с религией в течение жизни у них могли быть самые разные: важно, что именно сейчас они сделали выбор в пользу храма. Выбор в пользу храма - это всегда большое искушение начать считать себя благочестивее, правильнее, а в общем лучше, а значит выше других. Ну и в сути это и есть, на мой глубоко субъективный взгляд, основная причина хамства, которое потом случается в церкви: человек находится в храме регулярно, у него появляется знание и понимание ритуалов, которые там происходят, поэтому к тому, что уже возникло с его выбором в пользу храма, добавляется больше ощущения превосходства над другими. И в ситуации, когда приходит кто-то, мало что знающий и понимающий в церковных делах, ощущение этого самого превосходства становится невыносимым, особенно если оно усугублено усталостью и сопутствующим ей раздражением. 

Люди, хамящие в церквях по поводу незнания кем-то из прихожан ритуалов, в принципе склонны к высокомерию (высоко мерить): как себя, так и мира, который ну просто обязан, по их мнению, быть идеальным. И поэтому они испытывают сильное желание сделать идеальными всех вокруг, и желание это получает возможность к осуществлению когда у них появляется власть. Продавать свечи и принимать записки, да и даже просто следить за состоянием свечей у икон - это власть. И чем больше власти у человека, тем больше искушение использовать её для себя. Разницы между женщиной в храме и работником, например, почты (все мы были в отделениях почты России) в сущности нет никакой, и если вы начинаете предъявлять повышенные требования именно к храму, то это вопрос степени уже вашего высокомерия. Церковь не становится совершенной только потому, что внешне она похожа на храм: церковь - это люди, и храмом она становится в каждом отдельном человеке, а не в здании. 

У меня был опыт работы с людьми, долгое время проведших в монастыре и даже собравшихся принять постриг, которые были разочарованы монастырём (и религией вообще) в результате несовпадения своих идеалистических представлений о храмах и людях в них с реальностью. Нам иногда кажется, что служители храмов - это какие-то особенные люди, а в сущности это такие же люди, как и все: все мы спасаемся - кто в монастыре, кто дома, кто на почте - у каждого свой путь к спасению. И потому нет разницы, на почте вам нахамили или в церкви, вопрос только в том, как вы реагируете на хамство: в сущности это вопрос о вас, а не о других.

Как реагировать на хамство в церквях

Итак. Если происходит ситуация, при которой вам нахамили в церкви, а вы в ответ хамите тоже, то это элементарное попадание косы на камень: разницы между вами и нахамившим нет, вы тоже считаете, что мир обязан вам - обязан быть таким, каким, по-вашему, он должен быть - ваши с нахамившим ожидания одинаковы. Вы не соответствуете его ожиданиям, он не соответствует ожиданиям вашим. И у вас, и у него есть ожидания, а это значит, что разочарование случится.


Когда есть ожидания, разочарование обязательно случается. 


Если вы нахамили в ответ, то речь сперва стоит вести не о чужом, а о вашем хамстве. А уже потом - о чужом. Если вы сдержались (не нахамили в ответ), но ушли из церкви, то это - обида, то есть неспособность выдержать ситуацию, где с вами обращаются не так, как вам хочется чтобы обращались. И это опять про ожидания от мира чего-то, чему мир не обязан соответствовать. 

Если бы вы пришли к этому конкретному служителю, и он нахамил бы вам, то уход из храма был бы здоровым решением: вас не устраивает то, как обращается с вами знакомый человек, с которым у вас есть личные отношения, и вы решаете прервать эти отношения, потому что они вам не приятны. Или на почте вам не понравилось, как вас обслужили, вас не устраивают услуги почты, и вы отказываетесь от такого сервиса и от такой почты, выбирая альтернативный вариант (если он есть).


Но в храм вы пришли к Богу, а человек, который встретился вам на пути, так же, как и вы, идёт к Богу. Он ничем не отличается от вас.


Когда вы идете в церковь, на пути вам встречаются нищие. Вы же считаете нормой подать милостыню просящему у вас перед храмом? Так почему же вы отказываете в милостыне человеку, который встретился вам на духовном пути и попросил у вас… нахамив вам? Конечно, легко засунуть руку в карман, вытащить оттуда мелочь и подать просящему. Откуда вытащить терпение, чтобы подать его нахамившей вам в церкви женщине? А ведь именно его - терпения - ей недостаёт, именно им она бедна, и именно ради того, чтобы научиться терпению, она стоит за киоском. Откуда же взять терпение, чтобы подать его ей? Только из себя самого.


Откуда вытащить терпение, чтобы подать его нахамившей вам в церкви женщине?


В заключение

хамство в церквяхОткажетесь ли вы от конечной цели вашего путешествия, если по дороге вам встретится хам? Если откажетесь, значит цель была вам не слишком уж важна. Но что есть дорога - вот вопрос! Что есть дорога в храм? Физически пройти от входа к иконостасу - это дорога в храм? И да, и нет. Это дорога в физический храм - в здание храма. Но путь в сам храм начинается много глубже - в способности подавать милостыню не только деньгами, но пониманием, принятием, терпением, смирением, жалостью в христианском смысле этого слова. Именно там начинается духовный путь: в ситуации, где вам хамит злая бабка в церкви.

Так вот, если у вас в ответ на хамство в церкви возникает удивление, раздражение, злость, ненависть, желание уйти из церкви, значит ваши повышенные требования к храму стоит пересмотреть и перевести взгляд с рассматривания храма внешнего на храм внутренний: начните, что называется, с себя.

А ещё в момент этого самого хамства нужно обязательно вспомнить, к кому именно вы пришли в храм: если вы пришли к Богу, то идите к Богу, а все возникающие по дороге к Нему препятствия умейте преодолеть, умейте увидеть в них смысл, умейте распознать в них пути Господни, которыми Он ведет вас к Себе.